Авг 30, 2013

Опубликовано в Здоровье

Воспитание разнополых детей: особенности мальчиков и девочек

Кого труднее воспитывать: мальчиков или девочек? Нужны ли для них разные методы воспитания и в чем их различия? Помимо очевидных различий, чем мальчики отличаются от девочек и как эти отличия влияют на воспитание? Это действительно сложные вопросы, на которые нет простых однозначных ответов.

С одной стороны, большинство из нас знает, что многие наши представления о гендере сформированы под действием культуры и общества. Наши знания о гендерном поведении почерпнуты из кинофильмов и телепрограмм, из рекламы, от друзей и родственников. О гендерных отличиях буквально кричат игрушки: у мальчиков – свои, у девочек – свои. Даже цвета имеют пол: розовый почему-то считается цветом девочек, а синий традиционно ассоциируется с мальчиками.

Большинство из нас также подозревает, что между мальчиками и девочками действительно есть различия, которые выходят за рамки социокультурного влияния. Каковы же эти различия, и как они влияют на воспитание?

Головной мозг у мальчиков и девочек

Существуют значительные различия между головным мозгом девочек и мальчиков:
Мозг мужчины больше.
В мозге женщины больше нервных волокон, по которым информация идет из одного полушария в другое.
У мужчин быстрее созревает правое, «образное» полушарие, у женщин — левое, «абстрактно-логическое».
Женщины чаще используют оба полушария головного мозга.

Гендерные различия наблюдаются примерно у 80% населения. Оставшиеся 20% устроены так же, как противоположный пол.

Эти гендерные (половые) различия объясняют неоднородное развитие девочек и мальчиков: девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, быстрее и успешнее овладевают речью. Мальчикам из-за меньшего числа нервных волокон сложнее сопоставлять информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях: в мыслительные процессы избирательно включатся либо левое, либо правое полушарие. При осмыслении слов у мальчиков «включается» левое полушарие, у девочек — оба.

Но эти различия строения и развития головного мозга еще не определяют судьбу. Как отмечалось выше, только один из пяти мальчиков или девочек демонстрируют «типичное» для их пола поведение. Но исследования выявили ряд закономерностей и тенденций в развитии мальчиков и девочек. У девочек, как правило, раньше развиваются речевые навыки, к тому же, они лучше способны выражать свои эмоции словами. Девочки также раньше начинают читать и писать. Мальчики, в свою очередь, рано демонстрируют интерес к пространственным задачам.

Особенности, не зависящие от пола ребенка

Большинство из тех, кто воспитывает детей разного пола, в том числе чужих, знают, что между мальчиками и девочками есть различия. Некоторые из этих различий обусловлены влиянием культурных факторов, но другие заложены от природы.

Преподавали средней школы наверняка наблюдали эту особенность: в научные и технические кружки записываются преимущественно мальчики, а в художественные – девочки. Интересно, почему так происходит? Почему мальчиков так интересует наука и техника? Смелость изобретателей? Желание постигнуть секреты Вселенной? Или девочки просто стесняются записываться в такие кружки, потому что наука считается делом мужским, а девочкам положено интересоваться не двигателями внутреннего сгорания, а поэзией?

Да и нужны ли девочки в научных кружках, в мужской компании? Одно дело – признавать культурные и биологические различия между мальчиками и девочками. Совсем другое – позволять этим различиям управлять вашей жизнью, накладывая всевозможные ограничения. Безусловно, гендерные различия существуют, но есть и индивидуальные различия. Признавая эти различия и преодолевая их, дети развиваются. Если мы не расширяем установленные полом границы, мы поощряем гендерные стереотипы. Никто не должен чувствовать себя ограниченным собственным полом.

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Родителям мальчиков часто советуют: «Запасайтесь пластырем и зеленкой. Они вам пригодятся», а родителям девочек говорят: «Готовьте для дочки розовые юбки и банты». Так проявляется социокультурное влияние на гендерную идентификацию. Рубашки с изображением машинок и футбольных мячей – для мальчиков. Красивые розовые кофточки с рюшами и стразами – для девочек.

Наши дети оказываются под давлением общества с первого дня жизни. Родители должны следить за этими влияниями и стараться им противостоять.

Необходимо обратить внимание на один важный аспект. Утверждение о том, что «мальчики другие» можно легко истолковать иначе, представив дело так, что они «дефективные» или, того хуже, «не способны ни на что». Когда-то подобные обобщения применялись к девочкам: «Они никогда не преуспеют в науке и технике», «Они слишком эмоциональны, чтобы выполнять ответственную работу». Так что, пожалуйста, отнеситесь со всей серьезностью к следующим постулатам:

гендерные различия в умственной деятельности практически неразличимы;
гендерные различия представляют собой лишь тенденцию;
гендерные различия не являются универсальными;
мы не должны воспринимать гендерные различия как ограничения.

Помните, что даже самый типичный мальчик и самая типичная девочка – уникальны, у них есть индивидуальные особенности. В конце концов, пол – лишь одна из характеристик личности, причем далеко не исчерпывающая. Пол определяет человека не больше, чем его темпераменты, способности, или внешний вид.

Похожие записи:

Комментарии закрыты