Янв 15, 2013

Опубликовано в Здоровье

Психоанализ: от оно к суперэго

Если судить о повседневной жизни граждан цивилизованных стран по фильмам, сериалам и телевизионным программам (а большинство судит о ней именно по этим источникам), то обнаружится любопытная вещь. Оказывается, любой уважающий себя и даже не слишком себя уважающий житель США или Германии просто не сможет спокойно жить, если в списке его дел на каждую неделю не будет значиться визит к психоаналитику. Психоанализ за последние почти сто лет стал настолько неотъемлемой частью западного образа жизни, что может с лёгкостью претендовать на титул современного опиума для народа. Так что хотя бы в общих чертах знать, что же представляет из себя психоанализ, просто необходимо.

О, это волшебное имя – Зигмунд Фрейд…

Разумеется, первым делом при упоминании психоанализа в сознании возникает таинственное и отчего-то пугающее ещё с детских времён имя австрийского учёного Зигмунда Фрейда. Мало найдётся в XX столетии людей, которые по масштабу влияния на человеческие умы могли бы сравниться и тем более превзойти Фрейда. Классической датой начала работы Фрейда над психоанализом считается 24 июля 1895 года, когда учёный под впечатлением от собственного сна пришёл к выводу о том, что сновидения играют одну из решающих ролей в психологии человека и являются наиболее эффективным способом перевода языка подсознания на язык логических понятий.

Собственно говоря, под психоанализом понимается как теоретическое учение общего психического развития человека и механизмов возникновения невротических расстройств, так и практическая психоаналитическая терапия, интерпретирующая бессознательные психические мотивации и процессы, проявляющиеся во время сна или гипнотического состояния. Однако после роста популярности психоаналитической терапии основной акцент в общественном сознании был сделан именно на эту сторону психоанализа, на объяснение с точки зрения бессознательного человеческих поступков, страхов и расстройств и на их лечение. Поэтому в обыденном сознании психоанализ в основном ограничивается тем самым визитом к психоаналитику.

Впрочем, не Фрейдом единым жив психоанализ, к числу классиков и основоположников этого учения относятся такие выдающиеся учёные, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм и другие. Юнг и Адлер были учениками Фрейда, впоследствии разошедшиеся с ним во взглядах и основавшие свои направления данной теории и практики. Например, Юнг создал понятие «архетип», подразумевая под ним некую психическую структуру, определяющую содержание коллективного бессознательного и выраженную в мифах, сновидениях, сказках. При этом Юнг, в отличие от своего учителя Фрейда, основной целью психоанализа видел не прямое вмешательство в психическую жизнь пациента и устранение очевидного симптома расстройства, а укрепление его психического иммунитетаИммунитет — виды и особенности у детей в взрослых квалифицированным доброжелательным советом. В свою очередь, Адлер расценивал любое невротическое расстройство не просто как одну из форм психической жизни человека, но как выражение его слабости, которое в итоге либо было вызвано комплексом неполноценности, либо напрямую вело к появлению этого комплекса.

Основные понятия психоанализа

Несмотря на то, что со второй половины прошлого века среди сообщества учёных–психологов всё чаще и всё громче раздаются голоса о том, что психоанализ себя изжил, что это практически-теоретическое учение более не способно адекватно отображать разнообразие человеческой психики и что он вообще был основан на неверных положениях, вопрос этот остаётся весьма дискуссионным. Многие учёные продолжают отстаивать теоретическую ценность психоанализа, а психоаналитическая практика не только не потеряла, но и, пожалуй, укрепила свои позиции.

Исходя из общих идей Фрейда, можно сказать, что человеческая психика в своей основе базируется на природных инстинктах, так называемых «первичных влечениях». Естественным для человека является стремление к получению наивысшего удовольствия во всех сферах жизни. Согласно Зигмунду Фрейду, общее направление человеческой психике задаёт сфера, в которой удовольствие выражено ярче всего, то есть сексуальная жизнь, сексуальные влечения и фантазии, которые он объединил в понятие «либидо». Однако внешняя действительность, с которой сталкивается человек, диктует такие условия, в которых получение удовольствия всегда и везде просто невозможно, отчего психика выстраивает систему собственных запретов и самоограничений. При этом природные инстинкты настолько сильны и глубоки, а внешние ограничения на их проявления столь жёсткие, что конфликт между ними приводит к хроническому состоянию беспокойства и подавленности, которое ведёт к появлению психических расстройств, неврозов. По мнению Фрейда, суть и задача психоанализа состоит именно в том, чтобы логически объяснить человеку иррациональную природу его страхов и показать пути к максимально полному снятию данных противоречий в конкретном случае.

В соответствии с этим взглядами были сформированы теория человеческого поведения, набор методов исследования основных мотивов человека и методика лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, выражающих символы бессознательного. На сегодняшний день выделяют два основных практических направления: классический психоанализ и психоаналитическую психотерапию. При классическом варианте пациент прибегает к свободному ассоциированию, говорит всё, что приходит в голову, рассказывает о сновидениях и чувствах переноса, возникающих в процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение для разрешения внутренних конфликтов пациента. Примерно то же самое наблюдается и при психоаналитической терапии, но воздействие психоаналитика на внутреннюю жизнь пациента менее активно и не столь акцентировано. В данном случае большее внимание уделяется таким аспектам, как практические советы по реальным проблемным ситуациям, без углубления в бессознательные глубины, а также психологическая поддержка пациента, формирование благоприятного фона для решения проблем.

Александр Бабицкий

Похожие записи:

Комментарии закрыты