Июл 4, 2013

Опубликовано в Здоровье

Кризис семи лет: помогите социальной адаптации ребенка

О кризисе семи лет мало кто знает, хотя все в курсе того, что в этом возрасте дети идут в школу. За процессом подготовки к школе – посещением подготовительных курсов, покупкой учебников и одежды, получением медицинской справки, многие забывают о том, что самое главное — подготовить ребенка к школе психологически, ведь именно поступление в школу — настоящий стресс для него, сопровождающийся изменением самооценки. Конечно, благоприятно, если самооценка повышается, а вот если самооценка понижается, то кризис семи лет разворачивается во всей красе.

Психофизиологические особенности кризиса семи лет

С поступлением в школу у ребенка значительно расширяется круг общения, как за счет взрослых, так и за счет детей. Если ребенок посещал детский сад, то это может сгладить кризис, но не полностью, так как в саду группа детей обычно небольшая, а воспитатели четко регулируют общение детей. В школе же ситуация другая: количество детей в классе больше, чем в группе детского сада, более того, приходится общаться и с детьми из параллельных классов и другими школьниками. Наряду с расширением круга общения у ребенка появляются новые обязанности, повышается ответственность – и все это происходит практически в один день. Психика ребенка не может справиться сразу с такой резкой переменой образа жизни и развивается кризис, который может усугубиться, если сразу предъявлять к ребенку повышенные требования и ругать за неудачи. Более тяжелая форма кризиса развивается в том случае, когда впечатлительный ребенок начинает заранее переживать о том, что будет в школе, суммируя весь негативный опыт старших детей, с которыми он общается.

Как проявляется кризис семи лет

Заподозрить приближение кризиса семи лет можно тогда, когда дошкольник начинает задавать много вопросов о школе. Если ответы родителей оказываются малоинформативными и не удовлетворяют его – формируется негативное отношение к школе, что проявится нежеланием идти даже на школьную линейку первого сентября. Развившийся негативизм влечет за собой настороженное отношение ко всему происходящему в школе: ребенок не проявляет активности на уроках, не отвечает, даже если прекрасно знает тему, плохо знакомится с одноклассниками и практически ничего не рассказывает родителям о школе. Если в это время не принять меры, кризис начнет усугубляться, принимая психосоматическую окраску: ребенок начинает часто болеть, жаловаться на головную боль, усталость, утомляемость, плохое зрение или слух. Это не вымышленные заболевания. Педиатр может обнаружить у ребенка тахи- или брадикардиюБрадикардия — когда сердце замирает, повышение или понижение артериального давленияАртериальное давление — опасны ли его колебания?, которые обычно расцениваются как проявление вегетососудистой дистонииВегето-сосудистая дистония — нарушение вегетативных функций организма. Дети в возрасте семи лет редко выражают бурный протест против школы, чаще они переживают внутренне, а о расцвете кризиса свидетельствуют психосоматичские расстройства.

Что делать при кризисе семи лет у ребенка

Этот кризис переживает каждый ребенокКак справиться с истериками и гиперактивностью ребенка?, задачей взрослых является максимальное смягчение его проявлений и хорошая социальная адаптация к школе.

Совершенно правильно поступают те родители, которые водят своих детей на курсы подготовки к первому классу в ту же школу, в которой ребенок будет учиться. Лучше, если это будут не краткосрочные летние курсы, а длительные, в течение полугода с периодичностью один раз в неделю – так ребенок успеет привыкнуть к школе, к учительнице и к одноклассникам. Каждое посещение школы должно быть приятным событием с последующим обсуждением деталей – таким образом ребенок привыкнет делиться своими ощущениями с родителями, что очень важно для дальнейшего обучения, уже в качестве ученика первого класса.

Нельзя оставлять без ответа ни один вопрос, заданный ребенком о школе – он примеривает на себя роль школьника и для него важна каждая мелочь, чтобы потом чувствовать себя уверенно.

Нужно ставить перед ребенком реальные цели и не требовать того, что он не сможет сделать, зато обязательно нужно хвалить своего первоклассника за малейшие реальные достижения, вырабатывая позитивное отношение к школьному процессу.

Если родители замечают тревожность ребенка, то нужно обратиться к школьному психологу как можно раньше, это позволит провести своевременную диагностику и не допустить развития психосоматических реакций.

Светлана Шимкович

Похожие записи:

Комментарии закрыты