Июн 3, 2013

Опубликовано в Здоровье

Детское воровство: причины асоциального поведения

Любые изменения в поведении ребенка в худшую сторону — это тревожные знаки, которые нельзя пропускать. Детское воровство может стать проблемой любой благополучной семьи. И столкнувшись с ней, следует искать причины, прежде всего, не в самом ребенке, а в его отношениях с родителями и близкими. В большинстве случаев воровство — это сигнал того, что ребенокКак справиться с истериками и гиперактивностью ребенка? просто нуждается во внимании.

Все возможные причины детского воровства не перечислить, однако психологи различают три основных: психологическое неблагополучие, неразвитые представления ребенка о нравственности и просто сильное желание иметь определенную вещь.

Воровство как реакция на психологическую травму

Систематические кражи, которые ребенок совершает у своих близких — это серьезный повод для тревоги и обращения к психологу. Чаще всего таким воровством не преследуется цель обогащения или мести. Как правило, дети сами не осознают, зачем они это делают. Причина такого поведения кроется в эмоциональной холодности и даже враждебности между родителями, недостаточном внимании ребенку — таким странным образом дети сигнализируют о том, что им нужна поддержка, забота и внимание всех членов семьи. Однако, начиная воровать, ребенок еще больше отталкивает от себя родителей, что в итоге приводит к необратимым последствиям, замкнутому кругу.

Напряженные отношения в семье, холодность родителей по отношению к ребенку могут привести и к тому, что в качестве утешения он будет искать подходящую компанию вне дома. Иногда дети не находят ничего лучшего, как купить дружбу сверстников и завоевать их расположение любыми средствами, и воровство — одно из них.

Воровство как пробел в нравственном воспитании

Нравственное формирование ребенка происходит под воздействием его ближайшего окружения. Все моральные принципы и нормы, в том числе и понятие о своей и чужой собственности, закладываются в раннем детстве. И если своевременно родители не объяснили разницу между своей и чужой вещью, то вряд ли ребенок догадается об этом самостоятельно.

Обычно к четырем годам у ребенка уже четко формируется понятие о «своей» и «чужой» вещи. Однако бывает, что даже шестилетние дети могут просто взять и присвоить себе понравившийся предмет, не понимая, что совершают что-то недопустимое. И в этом случае ответственность полностью лежит на родителях, не сумевших вовремя объяснить ребенку элементарного: что такое чужая вещь, что ни в коем случае ее нельзя брать без спроса, какие последствия могут быть у такого проступка.

Если нельзя, но очень хочется

Есть такая народная присказка: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Ребенок, даже осознавая, что поступает плохо, иногда не может удержаться от воровства. Такое обычно происходит в том случае, если родители по определенным причинам ограничивают ребенка в карманных деньгах, сладостях и игрушках. В итоге он может просто не суметь противостоять сильному желанию обладать какой-то вещью, о которой давно мечтал.

Чаще всего случаи такого воровства не повторяются, потому что у ребенка уже достаточно сформировано самосознание и нравственные представления. Он прекрасно понимает то, что чужое брать нельзя, стыдится своего поступка и в будущем краж не совершает.

Профилактика детского асоциального поведения

Главным условием психологического благополучия ребенка является дружеское участие и поддержка родителей во всем, что его касается. Внимательное отношение к ребенку позволяет вовремя выявлять возможные отклонения в поведении. И как главная профилактика многих проблем, в том числе детского воровства, выступает откровенная беседа, основанная на взаимном доверии между родителями и ребенком. Кроме того, спокойное обсуждение проблемы может стать серьезным оружием в устранении ее последствий.

Похожие записи:

Комментарии закрыты